греч. γνώσις — «знание»[1]) — высшее[1], эзотерическое[1], откровенное[2], мистическое знание. Центральное понятие гностицизма.
В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков
противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего
проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX века.
В классической древнегреческой философии гнозис употребляется в техническом значении, обозначая знание, исследование, не имея мистических и эзотерических коннотаций[3][2].
Характер откровенного, мистического знания гнозис приобретает в
эллинистической и раннехристианской традиции под влиянием иудейских[4] и восточных оккультных учений. В таком качестве гнозис становится центральным понятием гностицизма (учения Валентина, Василида, Маркиона и др.) где выступает в качестве оккультного знания о бесконечном, божественном и вечном во всем и вовне всего, в котором раскрываются высшие способности духа, преодолеваются ограничения материального мира и происходит самоутверждение в мире запредельном[5].
Одновременно с мистическим характером, гнозис был знанием
эзотерическим, передававшимся последователям гностических учений в тайне
от непосвященных.
В раннем христианстве гнозис становится предметом критики со стороны Отцов Церкви. Так, отрицая эзотерический характер знания о Боге и отстаивая кафоличность христианской церкви, Ириней настаивал на несокрытости Божьего промысла[6]. Вместе с тем в трудах Климента Александрийского и Оригена предпринимается попытка обоснования христианского гнозиса в противовес гнозису «языческому»[7].
В Новое время гнозис был составной частью ряда оккультных учений. В
XX веке приобрел широкую популярность в рамках новых религиозных,
духовных и мистических движений.
Гно́зис (гно́сис) (от
Užsisakykite:
Rašyti komentarus (Atom)
0 komentarai (-ų):
Rašyti komentarą