Сэм Спейд — вымышленный частный детектив, главный герой «Мальтийского сокола» (1930) и ряда других коротких произведений американского детективного писателя в жанре «нуар» Дэшила Хэммета,
впоследствии неоднократно экранизированных и воссозданных в театральных
постановках. Персона Спейда послужила основой для создания ряда других
героев детективного жанра, например, для Филипа Марлоу — героя произведений Рэймонда Чандлера. Дальние отголоски влияния образа Спейда на детективный жанр проявляются даже у более современных персонажей компьютерных игр, в том числе широко известного Макса Пейна. Сам же Спейд был создан Хэмметом в качестве своего рода замены хэмметовскому же безымянному «сотруднику» — герою свыше сорока литературных произведений, опубликованных Хэмметом в 20-е
годы, последнее произведение о приключениях «сотрудника» совпало с
выходом книги о Сэме Спейде. Кинематографическое воплощение Спейда
получилось весьма аутентичным духу литературного оригинала во многом
благодаря актёрской игре выдающегося американского киноактёра Хамфри Богарта. Литературные похождения Спейда выдержаны Хэмметом в настолько оригинальном духе, что аудиокниги о его приключениях не менее популярны чем кинематографические экранизации.
Содержание |
Мнения литературных критиков
Ричард Лаймэн, ученик и один из наиболее известных исследователей творчества Д. Хэммета, называет Спейда «нокаутирующим детективом», которому до такой степени плевать на закон государственный, что полиция Сан-Франциско то и дело подумывает о том, чтобы арестовать его, и при этом настолько сконцентрированного на достижении поставленной цели собственных расследований, что его не могут остановить ни шальная пуля, ни роковая женщина[1].Профессор английской литературы при университете им. Уильяма Хосфры Лео Гурко даёт в целом отрицательную оценку как самому роману «Мальтийский сокол» так и его ключевому персонажу — Сэму Спейду, называя его характерным образцом болезненной самовлюблённости. В качестве примера Гурко приводит начальный эпизод, в котором напарник Спейда, Майлз Арчер погиб во время расследования очередного заказа, и Сэм был удручён вовсе не от факта гибели своего соратника, к которому Спейд не питал ровным счётом никаких сентиментов, а из-за того что преступники ушли не пойманными, и смерть незадачливого Арчера могла бросить тень на его деловую репутацию как частного детектива. И когда уже позже выясняется, что его довольно привлекательная клиентка, с которой к тому времени у Спейда завязалась некая интимная интрижка, и есть та самая убийца, Спейд сдаёт её полиции, не мешкая ни единой секунды, и вовсе не потому что он так уважает полицию, или чтит правосудие, или же хочет рассчитаться с ней за убитого напарника — нет, он просто, выражаясь словами Гурко, спасает свою собственную шкуру, придя к выводу, что эта дамочка и его убьёт точно так же без раздумий, как и его покойного напарника, если будет на то её интерес[2].
Шотландский писатель Уильям К. Харви, публиковавшийся под литературным псевдонимом «Сазерлэнд Скотт», называет Спейда отцом всех крутых частных детективов, и в то же время, героем, который любит, а затем бросает своих любовниц с католической страстностью, по-зловещему мрачным персонажем. Именно он, по мнению Скотта, в ответе за бутылку виски в ящике стола каждого частного детектива в США, без которой те почувствуют себя безоружными, буквально голыми[3].
Американский писатель и литературный критик Джо Горс, написавший в 1975 году биографическую книгу о Д. Хэммете, стилизованную под его же произведения[Прим. 1], отмечая что в романе было четверо погибших, и ни одного убитого лично Спейдом, — который, как акцентирует внимание Горс, даже не носил с собой оружия, — заключает что Спейд хитрее и умнее всех героев романа, и полиции и злоумышленников[4].
Русский литературовед Вячеслав Всеволодович Иванов, на примере Спейда отмечает одну примечательную особенность американской детективной литературы того времени: Частный детектив Спейд всегда идёт по верному следу, в то время как официальный сыщик, — полицейский лейтенант, подозревающий Спейда в убийстве его же компаньона, — всегда идёт по ложному[5].
Авторская характеристика персонажа
Сам автор давал следующую характеристику своему литературному персонажу[6]:У Спейда нет прототипа. Он скорее — идеал для множества частных детективов с которыми мне доводилось работать, вобравший в себя все лучшие их качества, и как некоторым из них могло показаться — даже в чём-то на них походивший, разумеется в лучшие их годы.
0 komentarai (-ų):
Rašyti komentarą