Двигатель Ленуара — исторически первый работающий двигатель внутреннего сгорания, запатентованый в 1859 г. бельгийским изобретателем Жаном Жозефом Этьеном Ленуаром.
На конструкцию одноцилиндрового двухтактного газового двигателя
заметное влияние оказали технические решения, использованные в паровой
машине Уатта: поршень двойного действия (рабочими ходами являются и
прямой и обратный), золотниковый механизм,
управляющий подачей рабочего тела в цилиндр и удалением отработанного.
Только рабочим телом является не пар, а продукты сгорания смеси воздуха и
светильного газа, вырабатываемого газогенератором.
Рабочий процесс двигателя Ленуара можно рассмотреть, начиная с
движения поршня из одного из крайних положений. При этом золотники
установлены в позицию, при которой в рабочую (расширяющуюся) полость
цилиндра поступает воздух и светильный газ, а из другой полости поршнем
вытесняются продукты сгорания, образовавшиеся в предшествующем такте. На
этой стадии цикла движение механизма происходит за счёт инерции маховика.
Когда объём рабочей полости достигнет некоторой величины, определяемой
кинематикой механизма, золотник перекрывает подачу топливной смеси, и на
свечу зажигания подаётся высоковольтный электрический разряд,
топливная смесь воспламеняется и сгорает прежде, чем поршень успевает
значительно продвинуться, то есть практически при постоянном объёме. При
этом давление и температура газа в рабочей полости многократно
увеличиваются, он расширяется и совершает работу, двигая поршень до
крайнего положения, противоположного начальному, при этом золотник
перемещается в позицию выпуска отработанного газа. После прохождения мёртвой точки (за счёт инерции маховика) процесс повторяется при обратном ходе поршня.
Газовый двигатель был менее громоздким и тяжёлым в сравнении с
паровыми, проще в управлении, при запуске не требовал длительной
подготовки (разогрева котла), а в стационарном режиме работал полностью
автоматически, тогда как для работы паровой машины требовалось
постоянное участие кочегара. По этим причинам газовый мотор сразу привлёк к себе внимание потребителей.
Этих двигателей было выпущено свыше 300 единиц (по некоторым
источникам — до 500) несколькими французскими фирмами, на которых Ленуар
размещал заказы на изготовление. Они использовались как стационарные,
судовые, как приводы локомотивов и дорожных экипажей. Но после появления
в продаже четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания конструкции Николауса Отто
(принцип действия которого широко используется и сегодня), двигатель
Ленуара быстро теряет свои позиции на рынке, и, в конце концов,
вытесняется двигателем Отто.
Двигатель Ленуара значительно уступал конкуренту по термическому КПД,
кроме того, по сравнению с другими поршневыми двигателями внутреннего
сгорания у него была крайне низкая мощность, снимаемая с единицы
рабочего объёма цилиндра. Двигатель с 18-литровым цилиндром развивал
мощность всего в 2 лошадиных силы. Эти недостатки были следствием того,
что в двигателе Ленуара отсутствует сжатие топливной смеси перед
зажиганием. Равномощный ему двигатель Отто (в цикле которого был
предусмотрен специальный такт сжатия) весил в несколько раз меньше, и
был гораздо более компактным.
Даже очевидные преимущества двигателя Ленуара — относительно малый
шум (следствие выхлопа практически при атмосферном давлении), и низкий
уровень вибраций (следствие более равномерного распределения рабочих
ходов по циклу), не помогли ему выдержать конкуренцию.
В технической термодинамике рабочий процесс двигателя Ленуара описывается циклом Ленуара.
Двигатель Ленуара
Užsisakykite:
Rašyti komentarus (Atom)
0 komentarai (-ų):
Rašyti komentarą