Гипалла́га - Перестановка эпитета. Очень распространенная фигура при описании,
например, природы, когда на нее переносятся эпитеты душевного
состояния л.г. Бреду в молчаньи одиноком (Брюсов) —
одинок может быть л.г., а не его молчание.
В более широком смысле — любой перенос элемента одной
синтаксической группы в другую, с ней смежную [7]: Тебя за щекой,
как денежку, / серебряно сберегу (Вознесенский); Как неожиданно
и ярко / На влажной неба синеве / Воздушная
воздвиглась арка (Тютчев); И
тоненький бисквит ломая, / Тончайших пальцев белизна
(Мандельштам; действие приписано не агенту, пальцам, а
его признаку, белизне; тут еще и анаколуф).
См. тж. ученую статью Н.В. Манчиновой "Стереотипность и
творческий характер деривации гипаллаги в поэтическом тексте".
Как прекрасны девицы Малаги, Знает всяк, кто не чужд гипаллаги: Глаз агат помещен В смуглость бархата щек... Что еще? Не доверю бумаге. — М Я в любовный эфир гипаллагу Запускал, точно Шура Берлагу, И, тучнея небесно, Та несла интерес, но Мимо вашего архипелага. — лв Как вместить в ум научну бумагу? В череп глупый впихнуть гипаллагу? Пусть полет вихря черный Дунет в цех наш задорный — Стронет тряских мозгов колымагу! — эск
Еще термины, на которые интересно было бы написать, можно найти в статье о фигурах из Лит. энциклопедии.
Молодая мадам из Европы Не нашла подходящего тропа: Оборот "всех вас чтоб" — Ну какой это троп, Ну какая метафора, в жопу? — Опов(Это, действительно, не троп, но фигура — апосиопеза, обрыв недоговоренной фразы.)
0 komentarai (-ų):
Rašyti komentarą