Для полного счастья средневековым католикам Варфоломеевской
ночи показалось мало. 18 октября 1685 года король Людовик XIV отменил
либеральный Нантский эдикт, и антикальвинисты вновь стали усердно
преследовать бедных гугенотов, все преступление которых, как заметил
Александр Дюма-отец устами одного из своих любимых мушкетеров, состояло
только в том, что они на французском языке пели те же псалмы, которые
католики исполняли на латыни.
В числе тех, кому пришлось покинуть милую родину, оказался и
представитель древнего французского рода Жан Дюфо (Jean Antoine Dufaux),
который поселился в Женеве и дал своим потомкам швейцарское
гражданство. Так Швейцария, ко всем своим прочим достоинствам, стала
родиной двух замечательных граждан, обогативших историю авиации.
Этими гражданами стали Арман (Armand) и Генри (Henri)
Дюфо, которые вопреки аристократическим традициям своей семьи в юности
увлеклись прозаической механикой, и, не долго думая, разработали первый в
мире реальный проект гибридного летательного аппарата с поворотными
винтами – ровно за 80 лет до первого полета такого типа “Tilt rotor aircraft”, знаменитого Bell-Boeing V-22 Osprey.
Поворотник» братьев Дюфо 1909 год
![]() |
«Tilt rotor» Osprey V-22
1989 год |
Арман родился в Париже 13 января 1883 года, его брат Генри – 18 сентября 1879 года в местечке Chens, расположенном вблизи Женевского озера (Lac Leman). Их отец, Фредерик Дюфо (Frederic Dufaux, 1852-1943), был художником, мать Ноеми – дочерью известного журналиста и политического деятеля Генри Рошфора (Henri Rochefort), которому Эжен Потье (Eugene Edine Pottier), автор Интернационала, посвятил одну из своих песен. В доме Дюфо бывали художник Анри Матисс (Henri Mattisse), скульптор Огюст Роден (Auguste-Rene-Rodin).
![]()
Генри и Арман Дюфо
|
Начиная с 1898 года, Генри и Арман Дюфо занимаются созданием легкого мотора для велосипеда. В 1901 году, когда Арману исполняется 18 лет, получают на него свой первый патент. На одном, затем еще на двух заводах в Женеве братья налаживают выпуск мотороллеров «Мотосакош» (Motosacoche), доводят их производство до 30-35 машин в день. Коммерческий успех позволил братьям отдаться новой страсти – авиации. В 1902 году они рисуют эскизы воздушного аппарата, способного подниматься вертикально, как геликоптер и взлетать горизонтально, подобно самолету. 24 февраля 1904 братья получили на свою идею патент № 348909. Но, мало того, что молодые люди поместили патент в красивую рамку, они решили воплотить заманчивую идею в жизнь. Гибрид самолета и геликоптера, когда еще не было ни тех, ни других, — предприятие явно не из числа скромных.
Несколько лет братья отрабатывают отдельные части своего будущего аппарата на моделях самолетов, винтах, воздушных змеях.
К 1905 году общественности были представлены две машины братьев Дюфо. Успешные полеты в Корсье (Corsier) вблизи Женевы совершил построенный изобретателями замысловатых форм воздушный змей весом 23 кг. Аппарат, подъемную силу которого создавали два короба с откидывающимися крышками, был снабжен также двумя пропеллерами, которые могли поворачиваться вперед, вбок и даже назад.
Другой аппарат — модель геликоптера в виде двух помещенных на разных концах балки соосных винтов, противоположное вращение которых создавалось при помощи маленького мотора внутреннего сгорания, расположенного в центре балки. Мотор братья сделали специально для этой модели, и получился он для того времени рекордно легким — 4,5 кг при мощности 3,1 л.с. Этой мощности хватало для подъема всего устройства вместе с топливом и дополнительным грузом массой 6,5 кг, который уравновешивал развиваемую подъемную силу посредством привязанного к аппарату кабеля, скользящего между роликами на полу и потолке помещения, подобно тому, как подобное сделал М.В. Ломоносов в своих опытах с «аэродромической машинкой».
Воздушный змей с винтами
1905 г.
![]() |
Стенд для испытаний модели геликоптера
Начало демонстрации – 13 апреля 1905 г.
![]() |
Французские изобретатели демонстрировали свои опыты спустя 165 лет после аналогичных опытов русского ученого. Общее – соосные винты, способ уравновешивания подъемной силы. Новое — поршневой мотор вместо пружины, реальный подъем не только аппарата, но и полезного груза массой 6,5 кг.
13 и 17 апреля 1905 года немногочисленные женевские обыватели стали свидетелями первых в мире подъемов крупномасштабной модели геликоптера. Происходило это в помещении, предназначенном для проведения электоральных выборов.
Модель геликоптера была также представлена широкой публике на международном автомобильном салоне в период с 29 апреля по 7 мая и во французском аэроклубе с 12 по 14 мая 1905 года.
Для своего патентованного детища, преобразуемого летательного аппарата с поворачивающимся ротором, браться изготавливают очередное чудо техники — 20-цилиндровый мотор мощностью 120 л.с. и весом всего 85 кг. «Поворотник» выполняется ими в виде триплана с общей несущей поверхностью 60 м2. Он имел бипланный стабилизатор, колесное шасси, с двумя передними управляемыми колесами, заимствованными от Мотосакоша. Аппарат простирался в длину на 9 м, весил 660 кг. Пилот в центре аппарата мог управлять положением расположенного вблизи мотора с двумя воздушными винтами диаметром 2,8 м.
Одна из проблем испытателей состояла в том, что в окрестностях Женевы не было достаточно протяженной, ровной площадки, пригодной для разгона аппарата. Братья перебираются в расположенный в 70 км от своих заводов городок Бьер (Biere), к площадке, предназначенной для тренировки кавалерии. Ангар для хранения лошадиного корма они превращают в ремонтную мастерскую.
Испытания аппарата, которые начались в июле 1909 года, сопровождались многочисленными поломками, знакомыми, увы, и нынешним испытателям новой техники. Засорился радиатор мотора, потек топливный бак, лопнул пневматик колеса, вышел из строя спидометр, вечно разряжена аккумуляторная батарея. За деталями для починки приходится ездить в Женеву.
В многочисленных пробежках ни разу не удалось достичь скорости, достаточной для взлета. В одной из попыток аппарат завалился на бок и получил серьезные повреждения. К этому моменту затраты на проект превысили 20 000 франков, а перспективы оставались весьма туманными.
25 июля 1909 года пришло известие о том, что французский летчик Луи Блерио на самолете своей конструкции № XI перелетел через пролив Ла Манш. Это событие вызвало необычайное воодушевление в Париже, во многих странах. Луи Блерио был награжден орденом почетного легиона, купался в лучах славы.

В 1909 году они построили биплан Dufaux 4. 16 декабря биплан поднялся на 2 метра. В 1910 году началось серийное производство таких самолетов.
На одной из серийных машин в августе 1910 года Арман за 56 минут пролетел самым протяженным прямым маршрутом над Женевским озером: мировой рекорд полета над водой, приз 5000 франков.
В конце 1911 года братья покидают авиацию. С 1912 года Арман – в Париже, работает в автомобильной индустрии. В 1939 году возвратился в Женеву. Умер 17 июля 1941 года в возрасте 58 лет.
Генри также возвращается в Париж, к традиционному в семье искусству живописи. Он много путешествует, получает многочисленные награды. Умер 25 декабря 1980 года в возрасте 102 лет.
0 komentarai (-ų):
Rašyti komentarą